Урок риторики в 3 классе

Тема “Комплимент”

Цели урока:

o                          Обучающая: работать над речевым этикетом: составлять комплименты, познакомить с употреблением похвальных слов, отличать похвалу от лести.

o                          Развивающая: развитие речи (обогащение словаря, усиление коммуникативных свойств речи).

o                          Воспитывающая: воспитывать уважение к окружающим, чувство собственного достоинства.

Оборудование:

o                          Аудиозаписи (музыка Моцарта, басня И.А. Крылова “Ворона и лисица”, песня Б.Окуджавы “Пожелание”).

o                          Рисунки (иллюстрация к басне И.А. Крылова “Ворона и лисица”, рисунок солнца).

o                          Карточки со словами, раздаточный материал (текст рассказа Циферова “Музыкант”).

o                          Видеозапись (мультфильм “Влюбчивая ворона”).

o                          Учебник для 3 класса 4-х-летней начальной школы “Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках” под ред. Т.А. Ладыженской (М. “Просвещение”, 2003г.)

o                          Дополнительный материал к уроку.

 

Ход урока:

1.     Организационная часть

2.     Вводная часть

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. Какие вежливые слова вы использовали?

- Я рада вас видеть. Вы очень хорошо выглядите, умеете прекрасно работать.

Можно ли это назвать приветствием? Почему? Что же это?

(Комплимент – любезные, приятные слова, похвала)

Тема урока: «Комплимент». Сегодня вы научитесь составлять комплименты, отличать похвалу и лесть.

3.     Работа над новым материалом

- Какие слова можно использовать, когда говорят комплименты?

(ответы детей)

На доске появляются слова:

Великолепный, обаятельный, дивный, очаровательный, прелестный, нежный, чудесный, красивый.

- Вообразите, что вы на концерте музыканта (звучит аудиозапись Моцарта “Концерт для скрипки”). Какой комплимент вы сказали бы музыканту?

Прочитаем рассказ о музыканте.

“Музыкант” Т.Циферов.

Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отвесил мальчику низкий поклон:

- Добрый вечер, маленький сударь!

- Добрый вечер, - удивился Моцарт.

Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок…и заиграл…

Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:

- Какая прелесть! Никто в нашем городе не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!

- А что же вам мешает, маленький сударь? – спросил Сверчок. – По-моему, у вас есть и слух, и сердце.

- Кто герои этого рассказа? Почему рассказ назван “Музыкант”? Какие слова сказал юный Моцарт Сверчку? Можно ли это назвать комплиментом? Почему? А какой еще комплимент звучит? Кто его говорит? Почему?

4.     Физкультминутка “Сыграем в комплименты”

5.     Работа по составлению комплиментов (иллюстрация к басне И.А.Крылова “Ворона и лисица”)

- К какому произведению иллюстрация?

- Давайте послушаем эту басню (Аудиозапись басни И.А.Крылова “Ворона и лисица”)

- Рабочий лист № 2 (текст басни)

- Найдите и прочитайте слова, которые говорит лисица вороне. Можно ли это назвать похвалой? Почему? С помощью каких слов хвалит лисица ворону? Какую цель преследует лисица? Это настоящая, добрая похвала? А что же это?

Лесть – неискренняя похвала, которая произносится из каких-то корыстных целей.

Узнайте, где похвала, а где лесть:

Видя Белоснежку, гномы воскликнули:

- Какой прелестный ребенок!

- Какая красивая маленькая девочка!

- Как, Милый Петушок, поешь ты, громко, важно!

- А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно…

- Очаровательная Золушка!

Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая!

И лиса запела:

«Петя, Петя, Петушок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка!»

6.     Закрепление

Просмотр части мультфильма “Влюбчивая ворона” (встреча вороны и зайца)

- Что произносит ворона? Как от ее слов меняется заяц?

7.     Обобщение знаний по теме

- Посмотрите на солнышко (рисунок солнца). Какое оно? Давайте посмотрим сценку, как о солнышке говорят разные люди.

Сценка:

“Солнце – монетка”, - скупой проворчал.

“Нет, сковородка!” - обжора вскричал.

“Нет, каравай”, - хлебопек произнес.

“Компас”, - сказал убежденно матрос.

“Солнце – звезда!” - астроном объяснил.

“Доброе сердце!” - мечтатель решил.

- Какие слова являются комплиментом солнцу? Почему? Когда мы говорим комплименты? Зачем?

- Рабочий лист № 3. Напишите комплименты своим друзьям.

- Кто хочет произнести свой комплимент? (Звучат слова, обращенные к детям)

- Мой ученик! Сколько тепла и добра я получаю от общения с тобой!

- Мой мудрый ученик! Твое желание учиться безмерно, а стремление к творчеству безгранично!

- Мой терпеливый ученик! С какой стойкостью воспринимаешь ты поток информации, обрушившийся на тебя!

- Мой благородный ученик! Как легко ты умеешь забывать обиды. Как великодушен, ты бываешь! Оставайся таким же мудрым, терпеливым, мой ученик! (Звучит песня Б.Окуджавы “Пожелание”)

- Как назвать обращение к вам? Почему?

8.     Домашнее задание

Придумайте комплименты своим родителям.