А.Ф. Протопопов. Старуха со ступой. 1878

Во второй половине ХIХ века в русской живописи особенное распространение получает бытовой жанр. Предметом изображения жанровой живописи является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х годах на основе выдвинутых А.Г. Венециановым приёмов живописи "а-ля натура". Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х, в первую очередь у П.А. Федотова, жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным. Стремление к решению задач социального бытия определило доминирующее положение бытовой живописи среди других жанров, начиная с 1860-х годов.

Жанровая живопись всегда была одним из наиболее демократических видов искусства. Не случайно зарождение и расцвет бытового жанра связаны с эпохами большого общественного подъёма. "Позорно позднее" освобождение крестьянства от "клейма домашнего позора России" - крепостной зависимости в 1861 году и последовавшие после него реформы обнажили многие социальные проблемы российского общества, которые стали предметом изображения русских живописцев. По степени актуальности крестьянский вопрос был главным, наболевшим. История всякого народа начинается с истории сельских жителей-землевладельцев. Россия ХIХ века - деревенская страна, основная часть населения жила в сельской местности и там были её главные социально-экономические проблемы. Русская художественная школа, отражая их и привлекая общественное внимание, в то же время создала богатый, неповторимо точный и необыкновенно эмоциональный образ крестьянского мира.

Это внимательное вглядывание в жизнь, стремление к точности в передаче натуры сочетать с личным ощущением её воспитывалось в молодых художниках, учениках Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В отличии от обязательных программ, которые давались в Академии художеств, в МУЖВЗ учащиеся не были связаны строгими рекомендациями. Поэтому в части композиции воспитанники училища обращались к явлениям действительности, наиболее им близким. При всех недостатках в рисунке и живописи, в общей организации изображения ученические полотна оказывались очень жизненными. В своих многочисленных самостоятельных работах ученик практически приобретал умение переносить в картину образы жизни. В ходе поиска "своих" тем формировалось мировоззрение будущего живописца. Из формы проявления одного только профессионального мастерства ученические композиции становились средством сознательного выражения мыслей и чувств молодого живописца.

Ученические работы воспитанников МУЖВЗ пользовались большим спросом и быстро раскупались любителями с ученических выставок. Картины эти воспринимались не как учебные упражнения, а как самостоятельные произведения. Их отличала если не сильная техническая сторона, то правдивость и непосредственность отражения окружающей среды. К таким произведениям, выполненным во время обучения, относится тщательно проработанная постановка "Старуха со ступой" малоизвестного художника Алексея Фёдоровича Протопопова, которая выказывает интерес художника к крестьянской теме.

Свет, падающий слева, выхватывает из полутёмного пространства сарая, застланного соломой, фигуру старухи, которая привычным монотонным движением размягчает волокна льна. Она стоит на фоне бревенчатой чёрно-коричневой стены, вдоль которой лежит округлый жёлоб, из него виднеются скрученные в жгут волокна. Художник тщательно, мелкими мазочками выписывает одежду старушки, морщины на её тёмном лице, натруженные руки. Крестьянка одета в белую рубаху с жёсткими складками рукавов с красными прошивками, тёмно-синий косоклинный сарафан с бирюзовым кантом посередине и по подолу, перехваченный красным поясом, на ногах - онучи и лапти, на голове повойник, сверху повязанный платком. Протопопов прекрасно передаёт фактуру разных тканей, лыка, особенно живописно написана ступа со всеми большими и малыми трещинами в ней, светлыми выщерблинами на потемневшем от времени серовато-коричневом дереве. По выступающей части её окружности ложатся короткие мазочки красновато-коричневых и жёлто-коричневых оттенков.

Лицо крестьянки дано в сильном ракурсе и на него падает тень, но видно, что оно не беспристрастно, его черты тронула улыбка, невесёлая, скорее от физического усилия, и разогнала морщинки по всему её тёмному лицу. Невесёлые мысли выдаёт складка на лбу, сведенные брови. С большой любовью и тщанием написаны заскорузлые руки старушки, художник использует цвета от светло-коричневого до розовато-жёлтого. В маленькой картине с минимумом деталей лаконично рассказана история долгой и многотрудной жизни. История проста и безыскусна, но написана с большим чувством и искренним интересом к жизни простой женщины.

"Старуха со ступой" является парной к картине "Старуха, сбивающая масло", принадлежащей Третьяковской галерее. Эти две работы были написаны художником в 1878 году и куплены П.М. Третьяковым у автора. Впоследствии, в 1887 году "Старуха со ступой" была подарена меценатом Радищевскому музею. Писались картины с одной модели и представляют типизированные образы крестьянки за разными видами работ.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева