Комментарий методиста  

Е.А.Грачева к уроку

учителя информатики

Е.И. Кучеровой

 

 

Тема урока: Поэт и читатель. Анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»

Тип урока Урок анализа поэтического текста (обобщение и систематизация знаний)

Структура урока:

1.                 Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока

2.                 Анализ стихотворения

3.                  Определение темы стихотворения

4.                 Природа поэтического слова

5.                 Анализ последних строк стихотворения

6.                 Подведение итогов урока

 

Ход урока:

 

1.                Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока    

Основная задача данного этапа – организовать и направить познавательную деятельность учащихся.

Начинается занятие с формулировки темы и определения его места в системе уроков, в которых центральное место занимает  Поэт и его взаимоотношения с миром (Поэт и время, Поэт и жизнь, Поэт и слово и т.д.). Далее следует комментарий темы и постановка учебных задач (что будем делать). Это обеспечивает активность познавательной деятельности на следующих этапах. Далее учащиеся называют  языковые средства, на которые  необходимо обращать внимание в ходе анализа поэтического текста.

        

2.                Анализ стихотворения                                                       

Произведение не может рассматриваться вне контекста жизни автора. Поэтому анализ текста начинается с характеристики времени (отражение исторических событий на судьбе поэтессы), в которое было написано стихотворение. Эта работа помогает проникнуть во внутренний мир М.Цветаевой, а впоследствии понять смысл стихотворения.

Первое чтение стихотворения формирует первичное представление о произведении. Обращается внимание на особенности синтаксиса и интонации, определяется стихотворный размер, анализируются языковые средства – все это помогает понять состояние лирической героини определить тему стихотворения. В ходе этой работы развивается логическое  мышление, умения анализировать и делать выводы. Воспитывается внимание к каждому слову.

 

3.                Определение темы стихотворения                                 

Основная задача данного этапа – сформулировать тему стихотворения (понять, о чем оно).

Выделение ключевых слов и анализ их лексического значения позволяет проследить процесс формирования мысли автора, прийти к глубокому пониманию текста. Внимательное отношение к художественному слову очень важно при разборе текста (без него невозможно воссоздание в своём воображении той картины, ситуации, которая рисуется с помощью художественного слова).

Обращение к другим произведениям М.Цветаевой позволяют говорить том, что поэтесса не раз обращалась к теме одиночества (является «сквозной» темой).

Анализ каждой строфы начинается с внимательной словарной работы (определение лексического значения, подбор синонимов, анализ морфем и т.д.). Важно уметь определить, с какой целью употреблено слово, выявить его функцию в произведении. Проделав всю эту работу, учащиеся приходят к глубокому пониманию смысла стихотворения.

 

4. Природа поэтического слова                                       

Данный этап занимает важное место в структуре урока. Внимательная словарная работа, проделанная на предыдущих этапах урока, подводит учащихся к выводу: слово есть высший смысл творчества.

Далее следует чтение и обсуждение отрывка из письма М.Цветаевой. Учащиеся делают вывод, что слово – смысл и душа (подобно дыханию). Именно поэту важно быть услышанным и понятым читателем. И главная трагедия М.Цветаевой – отсутствие такого читателя. Доказательство этому учащиеся находят в стихотворении «Тоска по родине! Давно…» (применяют умения анализа языковых средств).

 В ходе этой работы развиваются оба типа мышления: с одной стороны, ассоциативно-образное, с другой — логическое. Причем при таком виде работы образное мышление не сковывается неестественным для ребенка превалированием логического мышления.

 

5. Анализ последних строк стихотворения                           

Проводится анализ последней строфы стихотворения. Глубокое и вдумчивое чтение, лексическая работа, анализ языковых средств позволяют вникнуть во «внутреннее пространство»  произведения. Стихотворение рассматривается на само по себе, а в связи с другими поэтическими текстами М.Цветаевой: так слово «рябина» из последней строфы перекликается с красной рябиной (символом детства) из другого стихотворения. Обращается внимание на многоточие в конце стихотворения. Учащиеся высказывают предположения о роли этого знака препинания, тем самым доказывая, что ничто не случайно в поэтическом тексте.

 

6.  Подведение итогов урока                                         

Начинается данный этап повторным чтением стихотворения М.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…» (читает учитель). Восприятие стихотворения отличается от первичного. Теперь учащиеся постигли его смысл, поэтому каждое слово звучит по-новому. Закончив чтение, учитель сознательно делает паузу, чтобы дать учащимся время осмыслить услышанное. Далее ученики отвечают на вопрос: изменилось ли что-либо в восприятии стихотворения. Обобщается все сказанное на уроке.

 

Общие выводы по уроку:

Урок отличается целостностью и завершенностью.

Структура урока тщательно продумана, этапы взаимосвязаны друг с другом. Рационально выбраны формы и приемы работы. Учащиеся владеют основами филологического анализа и используют его как инструментарий для постижения смысла произведения. Организована содержательная работа, которая способствует развитию способности ребенка к глубокому, вдумчивому чтению.

Возможно, стоило больше времени отвести на подведение итогов урока, проанализировать вместе с учащимися его результативность и эффективность.